Анатолий Ляпидевский: «Герой номер один»
13 февраля 1934 года к северу от Чукотки после пяти месяцев дрейфа затонул сдавленный льдами советский пароход «Челюскин». Сто четыре члена экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта оказались на льду. Им удалось перенести незадолго до катастрофы часть необходимых вещей и палатки с корабля, но положение было очень непростым. Каждый час льдина, на которой базировался лагерь, могла треснуть, а люди погибнуть в воде Северного Ледовитого океана.
Для спасения «челюскинцев» была организована спасательная экспедиция, которую возглавил Валериан Куйбышев. Главную роль в ней отвели полярным летчикам, которые методично летели над Чукотским морем и «прочесывали» квадрат за квадратом. Только пятого марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 сумел посадить свою машину рядом с лагерем и эвакуировал десять женщин и двоих детей.
Погодные условия не позволили продолжить эвакуацию. Только 7 апреля машины летчиков Василия Молокова, Маврикия Слепнева, Ивана Доронина, Михаила Водопьянова и Николая Каманина возобновили спасательные рейсы. Тринадцатого апреля с льдины были эвакуированы последние «челюскинцы». Все сто четыре члена экспедиции были спасены. К сожалению, в день катастрофы погиб завхоз экспедиции Борис Могилевич. Он пытался спасти ценный груз, оказался придавлен ящиками и утонул вместе с судном.
«Челюскинцев» встречали как настоящих героев. Весь мир, затаив дыхание следил за их спасением. И поэтому, ни для кого не стало неожиданностью, что Советская Родина по-особенному чествовала летчиков, обеспечивших успешное проведение спасательной операции.
Летчики стали первыми Героями Советского Союза. И первым среди первых, безусловно, оказался сын ставропольского священника, выпускник Севастопольской школы морских летчиков Анатолий Васильевич Ляпидевский.
Вскоре он поступает в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Есть воспоминания, в которых можно почерпнуть любопытный эпизод. На запросе по поводу поступления Героя Советского Союза в Академию без экзаменов маршал Климент Ефремович Ворошилов поставил резолюцию: «Если сдаст экзамены – зачислить, если не сдаст – соответствующим образом подготовить его к пересдаче».
После окончания Академии в 1939 году Анатолий Ляпидевский работает в Наркомате авиационной промышленности, затем в ЦАГИ—Центральном аэрогидродинамическом институте. Весной 1941 года он становится директором Омского авиазавода № 156. С началом войны Ляпидевский «бомбардирует» все инстанции, просится на передовую. Наконец, в сентябре 1943 года добивается назначения на непростой (с точки зрения плохого снабжения техникой и запчастями) Карельский фронт. Здесь на него была возложена важнейшая задача организовать и обеспечить ремонт авиационной техники седьмой воздушной армии. Как вспоминал генерал Николай Руднев: «Воевал он до самозабвения. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья: это понять может только тот, кто там сам служил».
После войны занимает ответственные посты в Министерстве авиационной промышленности, Государственном контроле, становится ведущим конструктором и заместителем главного инженера ОКБ А.И. Микояна. Когда в 1962 году Ляпидевский выходит на пенсию, то без устали посещает множество патриотических и научных мероприятий.
В 1983 году на похоронах своего боевого товарища по спасению «челюскинцев» легендарный летчик простужается и вскоре умирает. Но память о нем, бесстрашном спасателе, честном воине, настоящем советском патриоте и Герое Советского Союза номер один будет вдохновлять еще многих и многих героев будущего.
Глеб Таргонский
Иллюстрация: марка, посвященная А.В.Ляпидевскому
#ГлебТаргонский_ЦИ
#Новейшеевремя@dighistory #ЭпохаСталина@dighistory